• Список желаний
  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
 Меню Я зарегистрирован на Портале Поставщиков
Главная » Каталог статей » Мои статьи

Как стать машинистом Сапсана: железнодорожный учебный центр (фото)

  • 0.0 Рейтинг
  • 935 Просмотров

Наверно, если бы я попал в такой учебный центр, когда мне было лет 10, я бы точно пошёл после школы учиться на машиниста, как и мечтал всё детство. Но побывал я тут впервые лишь неделю назад. Оказывается, машинисты скоростных поездов, почти как и лётчики, учатся на динамических тренажерах-симуляторах, иммитирующих поездку в разных условиях, вероятные неисправности, и воспроизводящих все вибрации и перегрузки движущегося на большой скорости поезда!

01. Учебный центр был открыт в 2010 году в Санкт-Петербурге, в связи с началом эксплуатации скоростных поездов Сапсан. Центр осуществляет подготовку по 7 основным профессиям: машинист, помощник машиниста, бортинженер, проводник, экипировщик и слесарь по ремонту подвижного состава.

02. Учебный центр находится на территории инженерного центра, где обучаются железнодорожники, поэтому, во дворе находится большой набор различных тренажеров и стендов: разные типы пути, контактных сетей, железнодорожные краны и прочее оборудование.

03. …

04. Железнодорожники тоже играют в игрушечную железную дорогу. В учебных целях конечно.

 

Центр осуществляет обучение локомотивных бригад. Два раза в год локомотивные бригады, которые обслуживают скоростные поезда проходят обучение с отрывом от производства. Бригады Северо-Западной дирекции (это те, что работают на маршруте Санкт-Петербург-Москва-Нижний Новгород) в течение 72 часов, а бригады Южной дирекции (Сочи) — 40 часов. Это связано с тем, что на Северном направлении работает три типа скоростных поездов: Сапсан, Ласточка и Аллегро, а на Южном используются пока только Ласточки. По окончании обучения сдаётся экзамен.

05. На учебном макете можно обнаружить здание Питерского учебного центра )).

06. Всегда мечтал иметь у себя дома такой макет. Копия Сапсана в масштабе 1:120 (ТТ) у меня уже, кстати, есть! Дело за малым, всего лишь за какими-то квадратными метрами под макет )).

07. По учебным планам, утверждаемым в ОАО РЖД, Центр разрабатывает свои программы обучения, причём, сотрудники Центра постоянно взаимодействуют с обучающимися на предмет того, что бы они хотели добавить в программу. Во время занятий проводится анализ и разбор различных ситуаций произошедших за полгода после последнего обучения, и проводятся дополнительные занятия на тренажёре в течение 8 часов.

08. Что же собой представляют тренажёры? Я думал, это просто стенд с мониторами и программой симуляции на манер игры Train Simulator, дополненные разными профессиональными «фишками», но в реальности оказалось, что тренажер Сапсана — это целая кабина на подвесах, примерно такая же, как бывает в центрах обучения лётчиков. Даже не так — это не просто кабина на подвесах как у лётчиков, а ещё и целый комплекс, на котором можно смоделировать для «подопытного» машиниста, находящегося в кабине, любую нештатную ситуацию, так  же неожиданно, как это может произойти и в реальной жизни.

09. Центр управления тренажерами выглядит так: преподаватель или экзаменатор видит все показания приборов «поезда», вид из кабины, изображение с внешних камер состава, неисправности, а так же видно и слышно всё что происходит в кабине. Отсюда задают маршрут, включают различные неисправности, время суток, погодные условия и поддерживают связь с машинистом, находящемся в кабине тренажера.

 

После прохождения обучения сдаётся экзамен, на котором проверяется как теоретическая часть, так и практическая на тренажёрах. Сейчас в Центре разрабатывается программа для автоматической оценки действий экзаменуемого, для исключения субъективного решения экзаменатора.

10. Класс для теоретических занятий расположен здесь же.

11. Ещё один стенд для имитации неисправностей и изучения того как это выглядит с точки зрения «железа».

12. Заглянул в начале в тренажёр поезда Ласточка. В прошлом репортаже вы могли увидеть её кабину. Симулятор, как видите, выглядит один в один, все кнопки, переключатели, показометры и ручки работают, как и на настоящем поезде. А в перёд убегает стальная магистраль, которая, кстати, воссоздана по реально существующим участкам железной дороги.

13. А это тренажёр Сапсана. Тут тоже всё почти по-настоящему, но в отличие от Ласточки, этот тренажёр динамический, и имитирует физические нагрузки, воздействующие на машиниста и пассажиров движущегося поезда.

 

Конечно же, я на нём покатался. Оказалось, что управлять таким умным современным поездом достаточно просто, особенно если вы когда-либо играли в железнодорожные симуляторы: следи себе за скоростью, светофорами и за дорогой (в прочем, как и при управлении любым другим транспортным средством). Но это обманчивое ощущение улетучивается как только на одном из экранов панели управления вдруг начинает мигать какой-нибудь непонятный символ, и автоматический женский голос из динамика сообщает, что в устройстве состава что-нибудь пошло не так, и вам нужно срочно принять соответствующие меры. Вот для этого и учатся машинисты так долго, регулярно возвращаясь в Центр для повышения квалификации в дальнейшем.

Так выглядит смена погодных условий и времени суток на тренажёре Сапсана. Заметьте, как качается кабина во время «движения» )).

 

14. В общем, Центр произвёл на меня сильное впечатление. Жаль, я уже наверно староват что бы учиться на машиниста скоростного поезда, да к тому же давно фрилансер до мозга костей, а там необходимо ходить каждый день на работу и категорически нельзя опаздывать.

Эх, пойду ка что ли в Train Simulator покатаюсь )).

Источник: Перейти